Система управления персоналом

Эффективная работа компании с большим числом сотрудников невозможна без четкой и продуманной системы управления персоналом. Упущения, возникающие при работе с кадрами, в конечном итоге могут стать причиной критических сбоев в работе фирмы. Удержать квалифицированных сотрудников, улучшить их навыки и качества, необходимые для работы, и увеличить показатели продуктивности компании за счет этого поможет грамотная проработанная стратегия взаимодействия с кадрами. Наши эксперты помогут разобраться в том, как правильно построить систему управления персоналом в бизнесе и избежать наиболее распространенных ошибок.

Для чего это нужно?

На некоторых предприятиях суть системы управления персоналом ограничивается единственной функцией – подбором кадров. В худшем случае, даже этому аспекту не уделяется должного внимания, и кандидаты на вакантные должности выбираются, исходя из очень поверхностных и обобщенных требований: таких, например, как наличие высшего образования или трудовой стаж.

Если же система построена эффективно и с грамотным подходом, то каждый соискатель рассматривается индивидуально и оценивается не только по записям в трудовой книжке и дипломе, но и по достижениям, а также по личным качествам.

Помимо этого, система управления персоналом включает в себя другие аспекты работы с сотрудниками:

  • определение сильных сторон и потенциала, дальнейшее их использование;
  • меры по сохранению ценных и перспективных кадров;
  • мотивация на повышение продуктивности и т.д.
Система управления персоналом
Участниками системы управления персоналом являются руководитель компании, профильные специалисты с соответствующей подготовкой

Задачи, которые может решить грамотная система управления персоналом

Чтобы организовать систему качественно и получить от нее действительно заметный результат, нужно определить, какие цели в сфере управления персоналом приоритетны для конкретной компании. Задачи могут различаться в зависимости от множества факторов – например, того, насколько масштабный бизнес или какие пути развития выбирает руководство. Даже отрасль, в которой работает компания, может играть роль.

Тем не менее, всегда есть общие цели, ключевые из которых – выбор сотрудников, разработка стратегии, позволяющей максимально эффективно использовать их труд, а также обучение и профессиональное развитие специалистов.

Помимо этого, система управления персоналам решает и другие задачи:

  • оптимизация управленческой системы;
  • анализ и прогнозирование развития бизнеса;
  • разработка мотивационных инструментов для коллектива;
  • определение и внедрение актуальных требований к соискателям на вакансии в соответствии с потребностями компании.

Можно ли обойтись без системы?

При небольших масштабах бизнеса многие компании не разрабатывают системы управления персоналом, однако по мере развития возникновение такой потребности неизбежно – иначе не перейти на новый уровень. Есть примеры, когда стратегии в области кадровой политики внедрялись и в небольших компаниях буквально с момента их создания. Такой подход тоже довольно эффективен, если планируется стремительное расширение и имеются амбициозные планы.

Задуматься об оптимизации кадровой работы и внедрении четкого стратегического плана следует в случаях, когда рост бизнеса тормозится из-за того, что:

  • на регулярной основе возникают ситуации, когда отделы не справляются с поставленными задачами;
  • после расширения штата и большого набора персонала не удается эффективно ввести свежие кадры в работу;
  • становится сложно определить, каких кадров недостаточно, а каких, наоборот, слишком много;
  • возникает необходимость внедрить мотивационную политику;
  • требуется оптимизация рабочих условий.

Структура системы управления

Любая система управления персоналом держится на трех китах:

  • Формирование стратегии и кадровой политики компании.
  • Разработка управленческих инструментов.
  • Создание условий для усовершенствования кадровой работы.

Однако зачастую система более сложная и включает в себя гораздо больше направлений.

Мнение наших экспертовВнедрить в систему как можно больше подсистем – не значит сделать ее эффективнее. В любой ситуации следует опираться на потребности конкретного бизнеса и учитывать общую тенденцию его развития. Чтобы кадровые стратегии работали, нужно четко определить цели, которые ставит перед собой компания, и после этого выбрать методы взаимодействия с персоналом, которые помогут достичь этих целей.

Какие подсистемы могут быть включены в систему управления кадрами?

Объем системы зависит от того, насколько крупным будет предприятие, на котором внедряется система управления кадрами. Если в небольшой компании все кадровые задачи может решить один HR-специалист, то в масштабной понадобятся отделы, каждый из которых будет работать в конкретном направлении. В структуру могут входить отдельные сотрудники или секторы, которые занимаются следующими направлениями:

  • Планирование. Эта сфера поможет заранее определить возможные кадровые потребности и проблемы на основе анализа текущей работы и перспектив развития.
  • Наем. Для проведения собеседований и принятия решений о приеме соискателей в крупных компаниях целесообразно создать специальный отдел.
  • Контроль отношений. Поддержание комфортной рабочей атмосферы – одна из необходимы мер для эффективной работы, и можно привлечь к этой работе профессионалов, которые будут заниматься решением спорных ситуаций между коллегами и давать оценку взаимоотношениям внутри коллектива.
  • Охрана труда. Соблюдение правил безопасности и обеспечение необходимых условий для работы сотрудников нужно не только для того, чтобы улучшить работоспособность персонала. Существуют нормы в сфере охраны труда, установленные законом, и их несоблюдение может повлечь взыскания.
  • Развитие сотрудников. Это направление помогает разработать наиболее действенные стратегии обучения тех, кто только поступил на работу, а также обеспечить повышение квалификации опытных работников.
  • Мотивационная политика. Продуманная система поощрений и штрафов – один из проверенных инструментов повышения эффективности работы. Она должна быть сбалансирована, реальна для сотрудников и адаптирована под условия компании.
  • Юридическое сопровождение. Обеспечивает контроль за соблюдением трудового законодательства и корректным оформлением кадровой документации, а также предупреждение трудовых споров между руководством и подчиненными и их разрешение в случае возникновения.
Система управления персоналом
Описание бизнес-процесса по управлению персоналом от Минтруда РФ

Кто входит в службу кадрового управления?

Состав сотрудников, осуществляющих внедрение и обеспечивающих функционирование системы управления персоналом, различается в различных компаниях. В первую очередь, это зависит от масштабности бизнеса: когда речь идет о предприятии с небольшим штатом, с задачами способен справиться даже один специалист, однако это актуально только для тех компаний, где численность сотрудников не превышает 50 человек. Чем больше коллектив, тем более разветвленной должна быть и кадровая система.

Ниже мы рассмотрим возможные виды специалистов, которые могут входить в департамент по управлению кадрами.

Директор по персоналу

Лицо, осуществляющее руководство всеми отделами, задействованными в кадровой работе.

Специалист по коммуникациям

Связующее звено между коллективом и руководством, доносящее ключевую информацию о политике компании, различных изменениях и т.д.

Рекрутер

Специалист, занимающийся работой по подбору кадров: поиску кандидатов, проведению собеседований, формированию кадрового резерва и проч.

Экономист

Анализирует показатели эффективности и оплаты труда.

Делопроизводитель

Обеспечивает документационное сопровождение кадровой работы: формирование отчетности, оформление бумаг на прием новых сотрудников, их перевод между структурными подразделениями ли увольнение.

Специалист по обучению

Координирует внедрение образовательных программ, помогающих сотрудникам получить или усовершенствовать навыки, необходимые в работе, а также может заниматься непосредственно их разработкой. В крупных компаниях для подобных задач создаются целые отделы развития.

Специалист по адаптации

Помогает сотрудникам, принятым на работу, быстрее, комфортнее и эффективнее влиться в коллектив. Под эту задачу редко нанимают отдельного сотрудника – гораздо чаще данная функция возлагается на специалистов по обучению.

Как сделать систему действенной?

Эффективность системы зависит от соблюдения основных принципов, которые позволяют сформировать отлаженный механизм работы.

Важно соблюдать баланс в распределении нагрузки и давать сотрудникам тот объем задач, с которыми они могут справиться. Повышенные требования приведут лишь к срыву сроков, убыток от которого может быть выше, чем затраты на создание новых штатных единиц. Поэтому необходимо постоянно анализировать деятельность компании и вовремя реагировать на необходимость расширения.

Мнение наших экспертовПри оценке кандидатов на вакантную должность важно обращать внимание не только на их профессиональные навыки, но и на личностные качества. Производительность во многом зависит от амбициозности, стремления показать себя и, конечно, стрессоустойчивости. Эффективный сотрудник – это не только тот, кто знает свою сферу деятельности, но и тот, кто стремиться продемонстрировать свои достоинства.

Отсюда вытекает еще один значимый момент – важность профессионального развития. Зная, что эффективная работа поможет человеку добиться определенных должностных и, как следствие, финансовых высот, он наверняка проявит большую самоотдачу.

Чтобы система управления персоналом была отлаженной, следует позаботиться о кадровом резерве. Временное отсутствие сотрудника по любой причине, будь то плановый отпуск или неожиданный больничный, не должно сказываться на работе его отдела.

Система управления персоналом
Для реализации мер по управлению персоналом используются системы кадрового документооборота

Этапы развития системы

Система управления персоналом развивается поэтапно, и этот процесс включает в себя следующие шаги.

Определение задач

Специалисты определяют количественный и качественный состав коллектива, который необходимо сформировать для обеспечения жизнедеятельности предприятия. В этом вопросе можно опираться на опыт успешных представителей той ниши рынка, в которой развивается бизнес, и использовать уже готовые стратегии, а можно создавать свои с нуля. В данном вопросе необходимо учитывать общий объем и характер задач, производительность и компетенцию каждого сотрудника и т.д.

Набор специалистов

Отделы, осуществляющие подбор кадров, в оптимальном варианте работают не только в направлении удовлетворения текущих потребностей предприятия, но и в направлении формирования кадрового резерва.

Мнение наших экспертовДанная сфера – ключевая работе системы управления персоналом. Именно люди являются тем ресурсом, от которого зависит будущее бизнеса. Грамотный подход к формированию коллектива – гарантия развития и увеличения показателей. Здесь важно всесторонне оценить каждого кандидата максимально объективно, чтобы понять, насколько он подходит для той или иной должности, причем именно в конкретной компании. Часто бывает такое, что человек легко вписывается в какой-либо коллектив, хотя до этого на аналогичной должности, но на другом предприятии не смог «прижиться». Это может зависеть от стратегии ведения дел в компании, подхода к контролю и даже психологической совместимости с коллегами. Конечно, далеко не все из этих факторов можно предусмотреть на этапе отбора, однако при грамотном подходе есть возможность найти по-настоящему идеального сотрудника.

Управление работой

Как только коллектив создан, наступает следующий этап. По сути, он бесконечен, и включает в себя постоянное усовершенствование процесса как в плане мотивации, помогающей коллективу эффективнее решать свои задачи, так и в плане формирования отношений в команде, что подразумевает предупреждение конфликтных ситуаций внутри компании и их решение.

Создание нормативной базы

Необходимый шаг, чтобы грамотно регулировать работу на юридическом уровне, строить эффективные отношения с сотрудниками, избегать трудовых споров, обеспечивать соблюдение прав работников компании.

Формирование механизма рационального использования труда

Необходимо максимально четко обозначить задачи и обязанности каждого сотрудника и создать соответствующие локальные акты – должностные регламенты и инструкции. Для этого следует объективно оценить существующие задачи и грамотно распределить их. Кроме того, данный этап включает в себя разработку системы мотивации – как материальной, так и нематериальной. Компании, в которой предусмотрены различные виды вознаграждения за повышенную работоспособность сотрудников, гораздо проще удержать ценные кадры, а также повысить продуктивность.

Повышение квалификации

Чем больше развивается бизнес, тем выше требования к сотрудникам. В то же время, заменять проверенные кадры на новых людей, не знакомых со спецификой коллектива, далеко не всегда эффективно – гораздо выгоднее обеспечить уже имеющимся специалистам возможность развиваться, получать новые знания и повышать свой уровень.

Методы управления персоналом

Практическая часть системы управления персоналом строится на трех методах. Внедрение одного из них будет малоэффективным, и грамотный подход требует совмещать их, добиваясь баланса.

Формально-организационные методы

Подразумевают разработку системы локальных актов – различных инструкций, регламентов, распоряжений, актов и т.д. От работников требуется неуклонное соблюдение принятых в компании правил и за нарушения полагаются санкционные меры.

Система управления персоналом
Минтруд РФ разработал профессиональный стандарт для профессии Специалист по управлению персоналом

Экономические методы

Включают в себя практику различных видов мотивационных выплат, а также финансовые санкции за низкие показатели и недобросовестное отношение к работе. Это могут быть:

  • повышение зарплаты сотрудникам, регулярно перевыполняющим плановый объем;
  • возмещение затрат сотрудников, необходимых для выполнения работы (например, оплата связи или проезда);
  • премиальные и бонусные выплаты;
  • материальная помощь в сложных ситуациях;
  • стимулирующие надбавки;
  • штрафы.

Социально-психологические методы

Производительность сотрудников обусловлена не только их способностями и мотивацией, но и микроклиматом в коллективе. Поэтому очень важно сформировать корпоративную культуру, затрагивающую как всю компанию, так и каждого отдельно взятого сотрудника.

Заключение

  • Система управления персоналов – это планирование, принятие решений, реализация определенных мероприятий по кадрам. Это комплексная задача, которая должна осуществляться постоянно.
  • Для реализации всех запланированных задач необходимо определиться  с направлениями и методами системы управления персоналом, распределить полномочия между службами и специалистами компании.
  • Общий контроль за системой управления персоналом осуществляет руководитель организации. Текущей работой по данному направлению занимается кадровая служба.

Список источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *